Гностики
На главную

Главная страница >> Течения гностицизма

Категория Течения гностицизма

Манихейство - течение гностицизма.
Следует отметить, что гностицизм – это не название определенного философского учения, авторство которого принадлежит конкретному мыслителю. Гностицизм – это религиозно-философский комплекс, включающий в себя ряд течений, объединенных определенной идеей. Манихейство является одним из таких течений.
Манихейство появилось в третьем веке нашей эры в Вавилонии. Родоначальником идей этого учения был Мани (Манес), начавший свою проповедь около 240 года нашей эры в Ктесифонте. Своего расцвета манихейство достигло при персидском царе Шапуре. Но в 270 году зороастрийские жрецы, ведомые чувством зависти, приговорили Мани к казне. С тех пор началась эра упадка манихейства. На Востоке оно просуществовало до прихода монголо-татар (13 век), а в Европе и Византийской империи было искоренено и того раньше из-за статуса еретической секты. До нас труды последователей Мани дошли благодаря Аврелию Августину, бывшему сторонником этого учения до своего христианского творческого этапа.
Суть философии манихейства состоит в идеи дуализма извечной борьбы добра и зла. Рождение мира – акт кражи божественного светоча князями тьмы у слуг света. Скованные смертными телами, люди приговорены влачить свое бренное существование на грешной земле. Единственный путь к спасению – следование голосу бессмертной души.
Несмотря на то, что Мани считал свое учение результатом «чистого гносиса», оно, тем не менее, содержало в себе большую долю мифа.
Оставить комментарий (0)Категория: Течения гностицизма Дата: 9.8.2009 17:5:34 Автор: Quotermain

Гностицизм. Знания запада и востока.
Гностицизм, в переводе с древнегреческого означает – знание, познание.
Гностицизм – это религиозно–философские движения, сформированные на базе различных знаний и исканий познания мироустройства.
Гностицизм распространялся на территории Европы и Ближнего Востока.
В какой-то степени в различных течениях гностицизма религиозно-философские взгляды гностиков сливаются с восточными взглядами на понимание Мира.
Идеи гностицизма были столь разнообразны и порой противоречивы, что никогда не могли найти хотя бы одно общее русло.
Западное мышление строится на противоборстве. И хотя большинство религий имеют и общие корни возникновения, и общий смысл, они постоянно находятся в конфронтации.
Знания гностиков в какой-то степени примиряют конфликты позиций, но все эти знания на Западе были эзотеричны, сокровенны, доступны лишь небольшим контингентам посвящённых.
Восточные Знания, хоть и сокровенны, но достаточно доступны. И в настоящее время, благодаря своей доступности и большому интересу, имеют огромное влияние на сознания духовно-развивающихся личностей западных стран. Раскрытие некоторых эзотерических знаний западных гностиков сливается с тонкой философией востока.

В заключении приведу некоторые течения гностиков различных времён:
Симониане
Докеты
Николаиты
Керинфиане
Василидиане
Валентиниане
Тициане
Карпократиане
Мандеи
Манихейцы
Офиты
Богомилы
Сифиане
Борбориты
Павликиане
Катары
Каиниты

Эта заметка основана на субъективном понимании вопроса.
Оставить комментарий (0)Категория: Течения гностицизма Дата: 6.8.2009 8:52:18 Автор: metroflyer

Гностические секты и борцы против нее.
Самые крупные секты, относящиеся к гностицизму:
• докеты, которые считали Симона Мага Спасителем;
• манихеи, альбигойцы (гностики XIII столетия, которые утеряли первоначальную чистоту учения), катары, богомилы (они вобрали христианские, зороастрийские и буддистские элементы учения). Манихейство считают одной из мировых конфессий.
• николаиты, последователи одного из семи избранных апостолами сразу после распятия для распределения помощи из общего фонда в Иерусалиме, Н.Антиохийского;
• карпократийцы, одна из самых аскетических сект гностицизма;
• офиты, ключевой фигурой своей системы считали Змея, Спасителя и первого гностика, который убедил Еву съесть яблоко с древа познания;
• каиниты, первым гностиком считали Каина;
• кердоняне и проч.
Кроме священномученика Иринея Лионского, который в одиночку боролся против гностиков во II веке, значительными фигурами в борьбе против гностицизма являются Тертуллиан (до обращения в христианство был гностиком, потом предал своих собратьев), Созомен, Теодорет, Епифаний, Евсевий и блаженный Августин, выходец из манихеев, секты гностицизма. При изучении предмета я увидела, как относительна святость отцов церкви!

Оставить комментарий (0)Категория: Течения гностицизма Дата: 6.8.2009 7:30:55 Автор: yulia3313

Гностическое учение Василида
Гностицизм был столь разнородным явлением, что современные исследователи порой задают себе вопрос: что объединяет столь разные формы представлений о мире и человек? Огромную роль в изучении этого явления сыграла находка подлинных гностических текстов (около, тысячи страниц на папирусе) в декабре 1945 года. Эти рукописи 4 века были найдены в древнем египетском поселении Хенобоскионе (ныне Наг Хаммади). Высказываются предположения, что библиотека принадлежала одному из монахов монастыря, основанного Пахомием Великим, и предназначалась для полемики христиан с гностиками.

Одной из самых распространенных было учение Василида, которое появилось в Александрии около 100 году нашей эры. В его системе было 365 небес и несколько богов. Господь Священного Писания считался им низшим божеством. Его божественность по сравнению с другими верховными богами ничтожна. Он и ангелы создали видимое небо. Тьма и Свет сосуществуют вечно, не пересекаясь. Но когда они все же встречаются, Свет удаляется прочь, а влюбленная тьма завладевает его воспоминанием или отражением. Так появился человек.

В гностическом учении Валентина падшая богиня Ахамот рождает от Мрака двух детей – Творца вселенной и Диавола
Оставить комментарий (0)Категория: Течения гностицизма Дата: 6.8.2009 6:30:27 Автор: Demon1720

Поздний гностицизм. Маркион Синопский
Маркион жил во 2 веке. Родился он в семье епископа в городе Синопе. Отец воспитывал его со всей положенной настоящему христианину строгости. Однако, тот же отец отлучил его от церкви по неизвестным причинам. Есть сведения, что Маркион вел не такую уж нравственную жизнь, как хотелось его отцу, и совратил невинную девушку.
После этого события он подружился с римским еретиком Кердоном, и стал открыто проповедовать свою доктрину. Маркион много путешествовал по миру. Точной даты его смерти не сохранилось, есть только примерные данные, что он умер между 177 и 190 годами в Риме.
Вот некоторые моменты из учения Маркиона.
Маркион не признавал никаких других источников религиозных учений, кроме Святого Писания (Евангелие от Луки и десять посланий Павла). При этом он полностью отвергал Ветхий и Новый Заветы, считая, что их авторы были сторонниками иудейства. Кроме того, он не соглашался с аллегорическим толкованием Библии. Основа его доктрины – восточный дуализм, учение о двух началах бытия (Бога и материи).
Он даже написал специальные труды «Антитезы», в которых подробно изложил свое учение. Человеческая душа изначально имела свойства своего творца. Он ввел в гностицизм понятие демиурга (материю). Маркион утверждал, что своего мессию (спасителя), который пришел на землю в истинном обличье, люди должны были узнать всяких подсказок. Распятие мессии он объяснял завистью язычников, которые сплотились против него. Тело спасителя никогда не было вещественным, т.к. вещество – это зло в чистом виде. Маркион верил, что очень скоро придет новый мессия, который сплотит всех и дарует людям, истинно верующим в него, неземное блаженство, а остальных подвергнет на муки и ад.
Кстати, Маркион не верил в воскресение тел и считал это глупостью.
Оставить комментарий (0)Категория: Течения гностицизма Дата: 6.8.2009 6:6:6 Автор: kroshkamusha

Поздний гностицизм. Симон Волхв
Одним из представителей позднего гностицизма является основатель гностической секты симониан (елениан) – Симон Волхв.
Симон родом из самарийского города Гиттон. По мнению многих ученых именно он стал основателем гностицизма и всех ересей в церкви. Себя он выдавал за верховного Бога в настоящем, будущем и прошедшем.
Он имел смелость объявить во всеуслышание, что он есть и Отец, и Сын, и Дух святой. Воплощением святого духа он будет просвещать необразованных язычников, что есть такое Господь. Как воплощение Отца, он появился в Самарии в своем теперешнем обличье и как воплощение Сына он появился в Иудее, в лице Иисуса Христа.
Вот, что известно о его жизни и деяниях.
Симон был крещен в Самарии архидиаконом Филиппом. Пробыв после этого какое-то время в городе, он направляется в город Тир, где на последние деньги, выкупает из темницы некую женщину Елену. Елена сидела в темнице уже более 10 лет за то, что продавала свое тело другим мужчинам. Не смотря на это, Симон объявляет ее творческой мыслью верховного Божества и утверждает, что именно через нее родились ангелы всего мира. Ее появление он объясняет так. Якобы, она появилась как гомеровская Елена и была зачинщицей Троянской войны, в следующей своей реинкарнации она стала проституткой в Тире, где он, Симон, зная о том, кто она такая на самом деле и спасает ее от неминуемой смерти.
О жизни Симона Волхва ходит очень много мифов и неправдивых историй. Историки даже нашли такие надуманные факты о том, что он, как и Иисус Христос, пробовал вознестись на небо, но у него ничего не получилось. В наши дни очень сложно судить о том, что действительно было вымыслом, а что нет. Неоспоримым фактом остается лишь то, что Симон Волхв имел впоследствии очень много приверженцев и последователей.
Оставить комментарий (0)Категория: Течения гностицизма Дата: 6.8.2009 5:30:21 Автор: kroshkamusha

     

Авторизация

Логин:
Пароль:

Регистрация Забыл пароль


Категории

Всё о гностиках (23)
Философия учения (19)
Потерянные труды (2)
Течения гностицизма (6)
Гностики в современности (2)
Мнение (3)
Другое (5)


Меню

Новое сообщение
Регистрация
Авторизация
Пользователи
Пишите нам


Реклама

Ссылки
Лучший хостинг
Бижутерия


Архив

Август 2009



Гностики
Всё о гностиках © 2009 gnostiki.ru
SPONSOR